Профилактика и противодействие киберпреступности
Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.)
Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений
Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). Источник
Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. Источник
Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. Источник
Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации. Источник
Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. Источник
Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. Источник
Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. Источник
Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. Источник
Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. Источник
Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Источник
Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. Источник
Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. Источник
Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. Источник
Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. Источник
Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. Источник
Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. Источник
Смишинг – вид мошенничества (англ. smishing – SMS + phishing), целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения. Смишинг-сообщение обычно имеет схожий внешний вид сообщения от банка, государственного учреждения, оператора электросвязи, известного магазина, а также о внезапном выигрыше в лотерею или акции и т.д. Источник
Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. Источник
Материалы по вопросам кибербезопасности и Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников
- Материалы с сайта МВД Республики Беларусь
- Киберпреступность в Беларуси
- Как не стать жертвой вишинга
- Как не стать жертвой фишинга
- Как не стать жертвой интернет-мошенников
- Как не стать жертвой киберпреступника. Защита банковской карточки
Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников и информация об уголовной ответственности за киберпреступления
В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:
- ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
- ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
- ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
- ст.351 «Компьютерный саботаж»;
- ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
- ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
- ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
- ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»
Какая предусмотрена ответственность за курение в общественных местах
Декретом № 2 от 24 января 2019 года «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» введены новые правила, регулирующие производство, оборот и потребление табачных изделий. Соответствующие изменения коснутся декретов от 17 декабря 2002 года № 28 и от 18 октября 2007 года № 4.
В частности, документом расширен перечень мест, где нельзя курить.
Курение (потребление) табачных изделий запрещается, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:
- в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
- на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
- в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
- на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
- во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.
За курение в перечисленных выше местах установлена административная ответственность по статье 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Важное нововведение: раньше за курение на детской площадке сотрудники милиции могли лишь сделать устное замечание, теперь же за него полагается штраф. Если за таким занятием будут замечены дети до 16 лет, к ответственности могут привлечь их родителей. Если будет установлено, что причина — невыполнение родителем обязанностей по воспитанию ребенка, то в соответствии со статье 9.4. КоАП Беларуси штраф может быть увеличен до 10 базовых величин.
Под действие статьи 17.9. КоАП Беларуси отныне подпадает и курение в машине, где находятся дети, которым еще не исполнилось 14 лет.
Административная ответственность за курение в подъезде либо на лестничной площадке предусмотрена ч.1 ст.21.16 КоАП Республики Беларусь — нарушение правил пользования жилыми помещениями.
В качестве меры взыскания данная норма предусматривает штраф в размере до тридцати базовых величин.
Как и кто осуществляет эвакуацию транспортных средств?
Согласно пункту 5 Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 348 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 312) Местный исполнительный и распорядительный орган осуществляет с соблюдением требований, предусмотренных в пункте 6 настоящего Указа, принудительное перемещение неэксплуатируемого транспортного средства на охраняемую стоянку в случае, если:
- его собственником (владельцем) в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения данное транспортное средство не помещено на охраняемую стоянку, не приведено в надлежащее состояние либо не утилизировано;
- отсутствуют сведения о собственнике (владельце) неэксплуатируемого транспортного средства, в том числе если такие сведения отсутствуют в государственных органах, иных организациях, запросы в которые направлялись в соответствии с частью второй пункта 3 настоящего Указа.
В соответствии с пунктом 6 Указа непосредственно перед принудительным перемещением уполномоченным должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа осуществляется осмотр неэксплуатируемого транспортного средства в присутствии не менее двух дееспособных совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра и принудительном перемещении транспортного средства на охраняемую стоянку. По результатам осмотра составляется акт в трех экземплярах. Первый экземпляр акта остается у уполномоченного должностного лица местного исполнительного и распорядительного органа и хранится с журналом учета неэксплуатируемых транспортных средств, второй — на охраняемой стоянке. Третий экземпляр акта вместе с информацией о расположении охраняемой стоянки, дате принудительного перемещения на нее данного транспортного средства, условиях его возврата и последствиях непредъявления требования о возврате этого транспортного средства направляется в течение трех календарных дней со дня составления акта собственнику (владельцу) заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении. При отсутствии сведений о собственнике (владельце) неэксплуатируемого транспортного средства третий экземпляр акта хранится у уполномоченного должностного лица местного исполнительного и распорядительного органа, а при установлении такого собственника (владельца) направляется ему в течение трех календарных дней заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.
Согласно пункту 7 Указа собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства вправе в течение трех месяцев со дня помещения этого транспортного средства на охраняемую стоянку подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о его возврате. Помещенное на охраняемую стоянку неэксплуатируемое транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) на основании этого требования. При этом собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке.
Позаботьтесь о безопасности своего велосипеда – сделайте его маркировку
В последние годы в г.Минске наблюдается негативная тенденция существенного увеличения краж велосипедов.
Главным образом это связанно с ростом популярности велосипедов у жителей столицы, в связи с чем их количество увеличилось многократно. Не редкость, когда в одной семье имеется три и более велосипедов.
Вместе с тем в городе отсутствуют специально предназначенные места для хранения велосипедов. В связи с чем, большинство велосипедов хранятся в подъездах, тамбурах и т.п., и по этой причине становятся легкой добычей преступников.
Так, в 70% случаях велосипеды были похищены из подъездов и тамбуров многоквартирных жилых домов. По статистике, чаще всего велосипеды похищают в дневное время в будние дни.
Таким образом, основной причиной, способствующей совершению преступлений данного вида, является недостаточное внимание владельцев велосипедов к сохранности своего имущества.
В целях сохранности велосипеда необходимо:
Не оставляйте свои велосипеды без присмотра, не храните их в подъездах и на лестничных площадках. Лучшее место для хранения велосипедов – квартира.
Закрывайте велосипед на замок, даже если вы отлучаетесь ненадолго. Сейчас велозамки можно купить в любом веломагазине или на рынке. Вы можете выбрать себе замок в зависимости от материала, способа крепления и даже цвета и формы;
Заходя в магазин или кафе, старайтесь держать велосипед в поле зрения.
Обратите внимание, возможно, там, где вы собираетесь оставить свое транспортное средство, есть неподалеку камера видеонаблюдения. Оставляйте велосипед в поле ее обзора.
В настоящее время одним из самых эффективных методов предупреждения краж указанной категории является маркировка велосипеда специальным ПИН-кодом, который затем вносится в информационную базу МВД Республики Беларусь. Данную услугу в г. Минске предоставляет специализированное предприятие ООО «Технолитекс».
Проведенный анализ показал, что маркированные велосипеды не вызывают интереса у преступников, так как в последствии их будет невозможно продать, в связи с тем, что покупатель не захочет приобретать такой велосипед, заведомо зная, что он ворованный. Так как покупатель отдает себе отчет, что в любой момент данный велосипед могут вернуть законному владельцу.
Время дополнительной маркировки составляет 20-30 минут.
Дополнительную информацию о маркировке можно узнать по телефонам (8-017) 3063748, 3063749 и 8-029-6670901.
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии.
Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа.
Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи.
Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако, человеческое терпение не бесконечно, и, порой, спокойная, милая женщина, уставшая от мужа — тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами.
Принимая во внимание латентность бытовых преступлений, сотрудники милиции уделяют жертвам семейного насилия особое внимание.
По фактам домашнего насилия Вы можете сообщить по телефону круглосуточной телефонной линии 8 (017) 367-32-32 или на телефон общенациональной линии 8-801-100-8-801 (работает ежедневно с 8.00 до 20.00)» либо по телефону «102».