ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Порядок работы с обращениями граждан и юридических лиц регламентируется следующими нормативными правовыми документами:
- Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
- Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей».
- Инструкция об организации работы с заявками и письменными претензиями потребителей жилищно-коммунальных услуг в организациях, входящих в систему Минжилкомхоза.
В целях упорядочения рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, поступающих в организации системы Минжилкомхоза, в том числе и связанных с нарушением прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, Министерством разработаны и утверждены приказами от 20.01.2012 № 6 и от 22.05.2014 № 62 Инструкция об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и организациях, входящих в его систему (далее – Инструкция № 6), а также Инструкция об организации работы с заявками и письменными претензиями потребителей жилищно-коммунальных услуг в организациях, входящих в систему Минжилкомхоза (далее — Инструкция № 62).
Обращения потребителей жилищно-коммунальных услуг подразделяются на заявки и претензии. Порядок их рассмотрения различен.
1. Обращение в обслуживающую организацию (например, в ЖЭС) с просьбой выполнить какие-либо платные услуги (заменить смеситель и т. д.) считаетсязаявкой на оказание бытовых услуг. Это может быть устное обращение по телефону или поступившее в ходе личного приема, либо письменное обращение.
Заявки принимаются и регистрируются диспетчерской службой ЖЭС в день поступления.С гражданином заключается заказ-договор на оказание бытовых услуг. Стоимость определяется согласно прейскуранту цен.
Работы выполняются в сроки по договоренности сторон. После выполнения работ в регистрационном журнале делается соответствующая отметка.
2. Обращение в обслуживающую организацию (ЖЭС) по вопросу неоказания ЖКУ, либо оказания ее с недостатками (например, неудовлетворительная работа полотенцесушителя, отсутствие отопления и пр.), следует считать претензией и рассматривать в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и Инструкцией № 62.
Претензия может быть предъявлена как в устной, так и в письменной форме. В данном случае, устно заявленное требование потребителя принято считать заявкой, а письменно — претензией, причем независимо в каком виде оно оформлено (потребитель может обозначить претензию, как заявление или жалобу).
Порядок рассмотрения претензий:
2.1. Претензия регистрируется в день ее подачи и передается уполномоченному лицу для организации исполнения.
2.2. Работник исполнителя должен прибыть к потребителю (гражданину) не позднее одного дня или срока, определенного договором (в случае аварии – немедленно). Неисправности и аварии, возникающие в ночное время, выходные и праздничные дни, устраняются специальными аварийно-техническими службами.
2.3. Работник исполнителя устанавливает факт наличия и причины неоказания ЖКУ (или оказания с недостатками). Составляет претензионный акт. В случае подтверждения факта, при наличии технической возможности и согласия потребителя, незамедлительно обеспечивает надлежащее оказание ЖКУ.
2.4. На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя, либо в течение 5 дней направляет ему мотивированный письменный отказ.
Недостатки оказанной ЖКУ должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для их устранения, но не позже месяца со дня предъявления требования, если иной срок не установлен соглашением сторон.
Предельный срок устранения неисправностей элементов зданий с момента их выявления установлен нормами Технического Кодекса установившейся практики ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий сооружений. Порядок проведения».
2.5. Если исполнитель отказал в удовлетворении требований, потребитель вправе:
- за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы);
- обжаловать отказ в судебном порядке;
- привлечь к оказанию ЖКУ третьих лиц, если это технически возможно, или выполнить работы своими силами, проинформировав об этом исполнителя;
- потребовать от исполнителя возмещения стоимости выполненных работ и дополнительных расходов.
3. Обращение гражданина (потребителя ЖКУ) по вопросу неоказания ЖКУ, либо оказания ее с недостатками, поступившее в вышестоящую организацию, местные исполнительные или распорядительные органы (Министерство, исполком, Администрацию Президента и др.) или другие организации, которые не оказывают жилищно-коммунальные услуги, квалифицируется как жалоба и должно рассматриваться в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц» (далее — Закон) и Инструкцией № 6.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона, обращения, поступившие в организации не относящиеся к их компетенции:
- в течение 5 дней направляются организациям для рассмотрения в соответствии с их компетенцией с уведомлением заявителей;
- либо остаются без рассмотрения по существу с разъяснением в 5-дневный срок, в какую организацию следует обратиться;
- обращения, в которых обжалуются судебные постановления, в 5-дневный срок возвращаются заявителям с разъяснением порядка их обжалования.
Обращения, относящиеся к компетенцииорганизации, рассматриваются по существу непосредственно в организации в срок, установленный законодательством (15-30 дней), либо в установленном порядке направляются в течение 5 дней в нижестоящую организацию с поручением о рассмотрении.